течение шести месяцев, по пятнадцать часов в день, под палящим мексиканским солнцем Антонио Бандерас страдал, чтобы стать настоящим Зорро. Ему это явно удалось...
Несмотря на то, что продюсером новой версии "Зорро" стал Стивен Спилберг, мало кто относился к этому фильму с энтузиазмом, пока он не вышел на экраны. Спилберг заинтересовался этим проектом еще в начале 90-х, когда "латинским любовником" номер один в Голливуде был Энди Гарсия. Естественно, он и должен был сыграть легендарного героя. Шло время, менялись кандидатуры режиссеров, пока в 1995-м Спилберг не увидел фильм Роберта Родригеса "Отчаянный" с Антонио Бандерасом в главной роли. После этого у него не было сомнений в том, кто должен ставить "Маску Зорро" и кто должен сыграть главную роль. И хотя в итоге фильм снял Мартин Кэмпбелл, вышедшая в прокат картина понравилась и зрителям, и критикам - в первую очередь, конечно, благодаря обаянию, профессионализму и чувству юмора Антонио Бандераса.
Обаяние, профессионализм и чувство юмора - не единственные сильные стороны его характера. Хосе Антонио Домингес Бандерас, родившийся 10 августа 1960 года в Малаге в семье полицейского и учительницы, - единственный современный европейский и неанглоязычный актер, с участием которого снимают крупнобюджетные голливудские постановки (вы скажете, что Жан Рено - не меньшая звезда, но все же главной звездой "Годзиллы" была ящерица-мутант, а не французский актер). Стоит вспомнить, что такую карьеру Бандерас сделал далеко не сразу. В Голливуд он попал семь лет назад после удачных ролей в фильмах Педро Альмодовара 80-х годов, когда Америка поняла, что ей давно не хватало актера на амплуа "южного андалузского героя-любовника". Поначалу Бандерас играл второстепенные роли в успешных фильмах (среди них партнерство с двумя Томами - Хэнксом в "Филадельфии" и Крузом в "Интервью с вампиром" в 93-94-м годах), но очень быстро голливудские студии начали делать ставку именно на него в рекламе своих картин. Относительный неуспех "Убийц" и "Никогда не разговаривай с незнакомцами" (в России на видео фильм выходит в феврале 99-го под названием "Незнакомец") привел к тому, что Бандерас, как и другие голливудские звезды (например, Брюс Уиллис), стал выбирать более скромные проекты, такие, как "Отчаянный". В этом году, параллельно с исполнением главной роли в своем "личном блокбастере" "Маска Зорро", Бандерас подписал контракт на съемки фильма "Безумие в Алабаме" уже в качестве режиссера с женой Мелани Гриффит в главной роли.
Остальные факты: его маленькая дочь родилась во время съемок "Эвиты"; он живет в лос-анджелесском квартале Брентвуд, в нескольких минутах от пляжа Санта-Моника; сравнительно недавно пережил скандал и войну с прессой после того, как весь мир мог полюбоваться его "ню" в Интернете; любит футбол.
Встретиться с ним было несложно. Он предложил позавтракать вместе, хотя все время занят монтажом своего фильма. Мы встретились через четыре дня после премьеры "Маски Зорро". Он гораздо ниже ростом, чем я ожидал - 170 см, зато для звезды у него удивительно открытая искренняя улыбка.
Это правда, что вы хотели стать футболистом?
Да, правда. Я играл, когда был совсем молодым, потом на поле сломал ногу, и таким образом мечта о профессиональном футболе не осуществилась. Конечно, я могу играть, но карьера футболиста мне уже не светит.
"Зорро" очень хорошо прошел в прокате, заработав 22,7 миллионов долларов в первый уик-энд и уступив лишь "Смертельному оружию 4". Вы этого ожидали?
Нет. Студия рассчитывала на меньшую прибыль. Они были бы довольны, если бы фильм собрал хотя бы 15 миллионов. Все семь лет, что я работаю в Америке, я, конечно, был популярен, но на меня никогда не делалась ставка как на главного актера. "Интервью с вампиром" собрал по всему миру 250 миллионов долларов, "Филадельфия" тоже прошла очень успешно. И хотя "Отчаянный" с бюджетом 6 миллионов не был блокбастером, он собрал 31 миллион в Америке - что считается очень хорошим результатом - и еще 30 миллионов в мире. Но я еще никогда не был звездой фильма такого уровня, как "Маска Зорро". Ожидается, что он соберет в итоге 100 миллионов. Конечно, это радует, это дает новый толчок моей карьере. Знаете, когда вы приезжаете в Америку делать актерскую карьеру, первой проблемой является язык. Я единственный испанский актер, который преуспел в Голливуде. Я раньше никогда не задумывался на эту тему, но теперь отношусь к этому как к спорту: "О Господи, мои противники - "Смертельное оружие", Брюс Уиллис..." В конце концов, когда ты выигрываешь, это забавно. Когда проигрываешь - понятное дело, уже не очень.
Реакция критиков была на редкость благосклонной. Вас это не удивило?
Удивило. Критики очень редко хвалят фильмы действия или приключенческие фильмы. Может быть, это произошло оттого, что "Маска Зорро" не просто набор спецэффектов и трюков. Фильм чем-то напоминает старый добрый вестерн. Мне кажется, что людям нравится смешение стилей. "Зорро" начинается как трагедия, потом становится романтической комедией с эпическим финалом. Я думаю, что именно это смешение дало такой хороший результат. Фильм как бы не относится к самому себе серьезно и не притворяется тем, чем он на самом деле не является. Самое неожиданное то, что, как показали проведенные студией исследования, фильм притягивает любую публику: женщин, мужчин, подростков, старшее поколение, любящее романтические картины и вместе с "Зорро" вспоминающее старый Голливуд. Это очень приятно.
Забавно, что конкурентом "Зорро" стала картина, тоже спродюсированная Спилбергом, - "Спасение рядового Райана", которая вышла на уик-энд позже.
Не совсем так. Все-таки у наших фильмов очень разные зрители. Скорее, нашим конкурентом можно назвать фильм "Все без ума от Мэри", который собрал почти столько же денег в прокате.
Вы встречались со Спилбергом?
Много раз. Особенно после того, как Родригес отошел от проекта.
Почему он это сделал?
Я могу вам повторить то, что он мне сказал по телефону: "Антонио, я не могу сделать этот фильм с таким бюджетом. А так как студия не собирается дать больше денег, я ухожу". Я ему сказал: "Хочешь, я тоже выйду из проекта?" На что он мне ответил: "Нет, эта история как будто написана для тебя". Тогда бюджет был 47 миллионов. Потом его увеличили, но мне пришлось ждать этого год.
Если бы все-таки Родригес снял "Маску Зорро", это был бы другой фильм?
На этот вопрос нет ответа, потому что мы никогда не узнаем, какой бы фильм он снял. Мне нравилось сниматься у него, и он сам мне очень нравится. Но именно Мартин Кэмпбелл сделал "Маску Зорро" такой, какая она есть. По-моему, он снял прекрасный фильм.
Если бы фильм провалился, как вы считаете, чья бы это была вина?
Всех. Мне кажется, что все люди, имеющие отношение к созданию фильма, ответственны за результат. Обычно, когда проваливается фильм, актеры валят все на недостаточную рекламу, служба маркетинга жалуется на недостаточный бюджет и так далее. Эта ситуация типична для кинобизнеса. Хит нельзя спрогнозировать. Даже такие гиганты, как Коппола или Кэмерон, не могут этого предвидеть. Иногда вы вроде все делаете правильно, и есть все для того, чтобы получился хит, но все равно вы никогда не застрахованы от неудачи.
В вашей карьере часто было так, что ваш фильм нравился и вам, и широкой публике?
Далеко не всегда. Мне кажется, что в конечном итоге всегда права публика. Когда фильм "Все без ума от Мэри" заработал 50 миллионов, все признали, что это успех. Если бы "Годзилла" собрал столько же, все бы сказали, что это провал. Все зависит от бюджета. "Зорро" стоил 70 миллионов, и то, что он собрал 35 миллионов всего за три дня, позволяет сказать, что это полный успех.
Чему именно обязан "Зорро" своим успехом?
Самое главное в этом фильме - его комедийная сторона. Его способность посмеяться над самим собой и дать возможность зрителям посмеяться над героями. Если этого не происходит, фильм становится серьезным и скучным. Как "Бэтмэн", например. Кроме того, мы старались сделать драки на шпагах как можно более элегантными. Это не вопрос физической подготовки, а скорее стиля. Мне больше всего нравится в моем персонаже то, что он становится Зорро постепенно, постоянно совершенствуясь.
Как в эпизоде, где вы смотрите на себя первый раз в зеркало и говорите своему отражению: "Зорро, ты еще никогда не выглядел так хорошо"?
Да. Именно в этом заключается комедийность фильма. Так Зорро иронизирует над самим собой. Все это было уже в сценарии.
Продюсеры легко согласились на такую трактовку Зорро?
Они ничего не знали! Мы снимали в Мексике в полной изоляции. Продюсеры нам доверяли. Студию "Sony Pictures" возглавил Джон Кэлли, друг Кэмпбелла, с которым они вместе сделали "Золотой Глаз". Кэлли сказал всем: "Дайте им спокойно доделать фильм". Я не могу припомнить ни одного случая, когда бы кто-нибудь пришел и сказал: "Нужно изменить это" или "На студии это не понравилось". То же касается и фильма, который я сейчас снимаю как режиссер. Если он провалится, это будет полностью моя вина. На "Sony" мне дали деньги и сказали: "Снимай". Я даже не давал им смотреть материал до монтажа. Студия разрешила мне сделать два варианта монтажа - я сейчас заканчиваю первый.
Вы смотрели предыдущих "Зорро"?
Не все. Все-таки их тридцать пять было! И большинство категории "Б", плохие спагетти-вестерны, снятые за два доллара Бог знает где. Конечно, я посмотрел классические "Зорро" с Тайроном Пауэром, Аленом Делоном - второй фильм, кстати, мне не очень понравился. Еще я видел старый сериал с Гаем Уильямсом, который показывали по испанскому телевидению, когда я был еще ребенком.
В одной из сцен вы защищаетесь бычьей головой. Вы поклонник корриды?
Меня удивляют противники корриды, особенно здесь, в Америке. Они осуждают убийство быков, а сами, например, ловят рыбу и оставляют ее умирать на солнце. При этом быков им жалко, а рыбу - нет. Но, в конце концов, коррида - это не столько спорт, сколько искусство, и я хочу напомнить, что оно существует гораздо дольше, чем американская цивилизация.
Кто выполнял трюки в фильме?
Я старался выполнять все сам, во всяком случае, в сценах дуэлей. Перед съемками я четыре месяца тренировался в Испанской национальной лиге, пришел к ним и сказал: "Я хочу сыграть Зорро и научиться драться на шпагах". Моему учителю было 73 года, но, поверьте, никто не мог его победить.
У вас не было травм на площадке?
Когда весь фильм приходится драться и скакать на лошадях, конечно, легко покалечиться. Во время съемок двенадцать человек попали в больницу с довольно тяжелыми травмами. Естественно, от каких-то трюков меня освободили, и это нормально - если бы я покалечился, съемки бы просто остановились.
Конец фильма предполагает продолжение...
Все зависит от публики. Можно рассчитывать на продолжение, если фильм собирает не меньше 85 миллионов. Я соглашусь сниматься при двух условиях: если будет хороший сценарий и если режиссером снова будет Кэмпбелл.
А если это будет Родригес?
Я не думаю, что он согласится. Именно Кэмпбеллу принадлежит концепция фильма. Продолжение будет интересно только в том случае, если характер Зорро будет развиваться на основе первой части. Но я не думаю, что можно продолжать делать фильм до бесконечности. Мне кажется, что Майкл Китон правильно сделал, что отказался играть в третьей и четвертой частях "Бэтмэна" - он создал этот персонаж и удалился.
Понравилось ли вам работать в "Маске Зорро" с Энтони Хопкинсом?
Наши отношения были похожи на отношения моего героя с его героем, доном Диего де ла Вега - он был моим учителем. Поначалу Зорро ведет себя, как пылкий подросток, потом он становится более зрелым и спокойным. Почти так же было и на съемочной площадке.
К какому жанру можно отнести ваш фильм "Безумие в Алабаме"?
Я его снял по книге Марка Чайлдреса, права на которую купила производственная компания "Green Moon", принадлежащая мне и моей жене Мелани Гриффит. Это наш первый проект, в нем скрещиваются несколько сюжетов о людях, живущих в Алабаме в 1965-м году, во время движения в защиту гражданских прав. Повествование ведется от имени персонажа, который тогда был ребенком. Его тетя убила своего мужа за то, что он ее избивал. Она отрубила ему голову и путешествовала с ней по Америке, пока не приехала в Голливуд, решив стать кинозвездой. Она все время беседует с этой отрубленной головой. А насчет жанра... Я не могу назвать его комедией и вообще пока не могу определить жанр своего