Капитан Джек Воробей крупно влип. Сойдя на берег так, как положено знаменитому пирату, путешествующему инкогнито, он оказался в эпицентре любовных страстей. Командир местного гарнизона сделал предложение дочке губернатора, та лишилась чувств и свалилась со скалы в море. Джеку пришлось спасать девицу, его узнали и приговорили к виселице. Не успел он сбежать, как наткнулся на кузнеца, влюбленного в ту же барышню, и таки оказался в обезьяннике. Спас его налет пиратов с корабля "Черная жемчужина", разграбивших остров в поисках золотого амулета, опять-таки украшающего шею злополучной дочки. Амулет пираты увезли - вместе с дочкой. Джек Воробей и молодой кузнец отправляются в погоню за "Черной жемчужиной" и ее командой, в лунном свете превращающейся в банду кровожадных мертвецов.

За "Пиратов Карибского моря" (Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl) режиссеру Гору Вербински нужно поставить памятник в Парке культуры. Не только потому, что фильм поставлен по мотивам знаменитого аттракциона, у которого он позаимствовал сюжет и название. Вербински проделал замечательный фокус - разбил веселенькую клумбу на могиле Голливуда и вернул миру Джонни Деппа.

Депп, сыгравший Джека Воробья, давно превратился в клоуна, но все как-то стеснялись это признать. Не дрогнув ни одним мускулом, он играл всякую живописную шушеру и скучал, скучал, как Онегин. И Вербински дал ему шанс выплеснуть в одной пиратской репризе всю любовь и все презрение к кино, накопившееся у главной надежды 90-х. С накрашенными глазами и повадками приблатненного трансвестита, Депп валяет дурака с наслаждением старого волкодава, которого спустили с цепи и выпустили на лужок с цветочками. С той же радостью он когда-то играл Эда Вуда - переодевался в мохеровую кофточку, изображая худшего режиссера всех времен и народов и самую трагическую фигуру кинематографа. Пускай мертвые хоронят своих "Мертвецов" - ура капитану Джеку Воробью. Орландо Блум, линялый Леголас из "Властелина кольца", выглядит рядом с Деппом манекеном, красивым и уместным. Так же как модель Кейра Найтли, сыгравшая злополучную девицу. Как раз то, что нужно Гору Вербински.

Когда вышел его "Мексиканец", зрители от сталеваров до кинокритиков в один голос запели: "Шарман! Шарман!". И в самом деле было "шарман" - очаровательно, обаятельно, славно.

Вербински сумел, оставаясь в границах жестоковыйного студийного кино, найти праздничную интонацию. Нарисовать на старом холсте свою банку супа "Кэмпбелл", превративштампы в веселое и свежее зрелище. На ремейке "Звонка" все заскучали: оригинальное мышление, необходимое для освоения японской психопатологии, оказалось не самой сильной стороной Вербински. Видимо, отсутствовал необходимый гумус.

Зато на "Пиратах" он очнулся, устроив грандиозный, дурацкий и невероятно обаятельный карнавал. Машущих саблями скелетов - не пара секунд, а просто до отвала. Фиглярствующего Джонни Деппа - хоть залейся. Палят пушки, матросы идут на абордаж, по морскому дну в тусклой синеве бредут мертвецы в треуголках и ботфортах. А кроме того - море, солнце, песок.

Добро пожаловать на Карибы!

Возможно, формула "от простого к сложному" - именно то, что нужно современному кино. Если можно превратить систему парковых аттракционов в незатейливый, но захватывающий сюжет для блокбастера, следует идти дальше. Экранизировать игровые автоматы, тамагочи и рекламные ролики. Трэш - дело прошлого, несмотря набесчисленные ремейки классических расчлененок. Пора идти дальше.

Куда? Это к Вербински, может быть, он знает. В конце "Пиратов" Джонни Депп, накрашенный, как доярка для дискотеки, с косицами в бороде и с дырявой шляпой на голове, смотрит на сломанный компас и, стряхнув на мгновение маску шута, смотрит в зал и говорит: "Идем к горизонту".